Публикации

История пробуждения Церкви

Точечное возобновление крещения Духом Святым

Начиная с 17 века происходит точечное возобновление крещения Духом Святым со знамением иных языков.
Это происходит тогда, когда верующие начинают от всего сердца взыскивать Бога на молитвах.
  • В 1685 году крещение Духом Святым со знамением иных языков, совсем как у первоапостольской церкви, пережили гугеноты. Причем Духом Святым были крещены около 300 детей, это вызвало большой резонанс. Дети пророчествовали на языке, которого не знали, на чистейшем французском. Эти сверхъястественные явления продлились до 1711 года.
  • В 1731 году в движении янсенистов было крещение Духом Святым со знамением иных языков.
  • В 1734 году проповедник Джонатан Эдвардс стал проповедовать об особом Божьем посещение человека - о внутреннем озарении.
  • В 1739 году крещение Духом Святым пережил Джон Уэсли.
  • В 18 веке молокане в Царской России переживают духовный подъем и крещение Духом Святым.

Джон Уэсли

Вышедший в 18 веке из англиканской евангельской церкви священник, богослов и проповедник Джон Уэсли из Англии, стал важным человек в дальнейшем пробуждении церкви. Основанное им движение действует и до сих пор и называется методизм. На него повлияли идеи моравских братьев, которые в свою очередь получили влияние от Яна Гуса, Джона Уиклифа и донатистов (напоминаю, что донатисты - это гонимая церковь 4 века, которая не пошла на слияние с государством).
Проповедь Уэсли

Проповедь Уэсли
Джон Уэсли:
  • занимался тщательным изучением Библии
  • ратовал за личную благочестивую жизнь
  • пережил личное рождение свыше. Это произошло когда он уже много лет был верующим человеком. Во время миссионерской поездки он попал в шторм, и видел, как англикане боялись, в то время как моравские братья пели и славили Бога. Так он осознал, что эти христиане обладают какой-то внутренней силой, которой у него не было. Это прозрение позже привело его к рождению свыше, когда он спустя время посетил Богослужение моравских братьев.
  • начал проповедовать под открытым небом
  • стал создавать группы по изучению Библии и личной вере
  • выступал за отмену рабства
  • поддерживал проповедников Слова Божьего, которые не имели священнического сана
  • получил откровение об освящении и духовном росте христианина
  • много молился, постился, регулярно принимал Причастие
  • заботился о больных, выкупал должников, посещал тюрьмы, организовывал миссионерские поездки.
  • понимал, что христиане всегда будут гонимы, говорил, что "Ни один человек не находится в состоянии спасения пока его не начнут презирать"
  • осознал, что церковь должна призывать грешников к покаянию
  • стал создавать христианские общины и ставить проповедников не из священников англиканской церкви.
  • осознал, что апостольская приемственность передается не просто через последовательное возложение рук, а по вере.
  • получил откровение о первородном грехе.
  • пережил опыт крещения Духом Святым

Вот как Уэсли описал свое обращение к Богу и рождение свыше

Вечером я очень неохотно пошёл на богослужение на улице Олдерсгейт, где читали предисловие Лютера к Посланию к Римлянам. Примерно без четверти девять, когда он рассказывал об изменениях, которые Бог совершает в сердце через веру во Христа, я почувствовал, как странно согрелось моё сердце. Я чувствовал, что доверяю Христу, только Христу в вопросе своего спасения, и мне была дана уверенность в том, что Он забрал мои грехи, и спас меня от закона греха и смерти.

Вот как он описывает крещение Духом Святым
«Примерно в три часа утра, когда мы продолжали молиться, сила Божья могучим образом сошла на нас, так что многие из нас кричали от изобильной радости, а также падали на пол. Как только мы немного пришли в себя от страха и удивления от присутствия Его святого величия, мы в один голос произнесли: «Мы славим Тебя, о Боже, мы исповедуем, что Ты — Господь!»

Уэсли проповедовал веру в Бога более 50 лет, и в церкви и под открытым небом. При этом англиканская церковь запрещала проповедь вне стен церковных зданий.
Хоть он и был из евангельской англиканской церкви, но т.к. эта церковь также подчинилась государству, а не Богу, то стал подвергаться преследованиям от англикан. Джона и его последователей стали считать "фанатиками" за такое неформальное, а истинное живое усердие перед Богом. Но позже Бог дал ему признание, так что с ним стала считаться и англиканская церковь. Он много раз рассматривал возможность отделиться от англиканской церкви, но так и не решился.
При этом он основал независимую методистскую церковь в США, где рукоположил служителей.

Уэсли проехал 250 000 миль, потратил 30 000 фунтов, сказал более 40000 проповедей, написал и отредактировал около 400 публикаций, 42 раза посетил Ирландию и 22 раза Шотландию. Во время поездок он создавал общины, открывал церкви, школы, приюты, назначал проповедников, занимался благотворительностью и распределением пожертвованных средств. На его проповеди под открытым небом собиралось более 10 тысяч человек.

Из-за своей благотворительной деятельности он умер бедным, не оставив никакого состояния. На момент его смерти в методистской церкви было 135 000 членов и 541 странствующий проповедник.
undefined

Через жизнь Джона Уэсли Бог сделал великое пробуждение в Англии и многих странах мира.
undefined

Последователи Уэсли - это методисты, но он повлиял на многие христианские течения, в том числе и на возникших позднее пятидесятников.
Сотрудник Уэсли основал пресвитерианскую церковь.

Идеи Уэсли практически вернули церковь ко временам апостолов, когда вновь в основе были живая вера, личное обращение к Богу, личная святость, духовный рост, активный труд для Бога, открытие новых церквей.
Уэсли по сути своего служения был на уровне призвания апостолов.
undefined


Отмена рабства

Реформация повлекла за собой многие преобразования, в том числе и отмену рабства.
Уильям Уилберфорс, британский политик, филантроп и христианин, на его взгляды повлиял Джон Уэсли:
  • пережив рождение свыше, полностью изменил свою жизнь,
  • посвятил жизнь Богу и отмене рабства. Закон об отмене рабства был принят за 3 дня до его смерти, и утвержден через месяц после его кончины в 1833 году.

Плимутские братья

В 19 веке англиканский священник Джон Дарби основал движение плимутских братьев. Они также стали наследниками реформации.
  • признают полную Богодухновенность Библии
  • верят во второе пришествие Христа.
Пробуждение, возникшее в Англии, повлияло на христиан многих стран.
Вероучение плимутских братьев оказало большое влияние на многие христианские деноминации. Оттуда вышел Лорд Редсток (о нем есть статья на канале - можете прочитать, если еще не читали), который привез живую евангельскую веру в Царскую Россию дворянству. Он стал одним из родоначальников евангельского движения среди дворян России.
От его проповеди покаялись один из богатейших дворян России Василий Пашков  и Модест Корф Пашков и Корф активно занимались распространением Евангелия среди всех слоев населения, посвятив этому свои имения. Оба были изгнаны государственной религией из страны.
undefined

Пашковцы в свою очередь стремились объединить все протестантские течения в России, в том числе и появившиеся в православии.
undefined

Продолжателем дела Пашковцев стал Иван Проханов, который перед революцией стремился объдинить евангельских христиан России и построить евангельский город солнца.

Библейские общества

В 19 веке по миру начинают образовываться библейские общества, цель которых была переводить Библию на понятные языки, печатать и распространять во все страны мира.

Возобновление крещения Духом Святым

В 19-20 веке крещение Духом Святым полностью возобновилось, уже не точечно, а приобрело массовый характер.

Началось все в 1900 году, когда методисты, последователи Джона Уэсли, Чарльз Пархем и затем в 1906 Уильям Сеймур, пережили крещение Духом Святым, что получило название "Пробуждение на Азуза Стрит". Это было великое пробуждение в Америке, оттуда огонь пробуждения и крещение Духом Святым распространились по многим странам мира. Это движение назвали пятидесятничеством, потому что как в дни Апостолов, в день Троицы и Пятидесятницы, Дух Святой стал изливаться повсеместно на всех желающих, кто хотел и взыскивал Бога на молитве.

Оттуда же это пробуждение пятидесятницы принес в СССР Иван Воронаев, который
  • уверовал у баптистов,
  • был крещен в воде книгоношей Британского Библейского Общества,
  • крещен Духом Святым у обращенных в пятидесятничество методистов,
  • ими же рукоположен на служение миссионера и благовестника,
  • и от учения методистов Джона Уэсли приняв учение об освящении и духовном росте.
undefined

Вот так происходило пробуждение церкви. Это был долгий период, на века. С первых веков те, кто держался истинного учения были гонимы и притесняемы официальной кафолической церковью, во главе которой стояло государство. Но затем Бог постепенно стал пробуждать Церковь от сна. По мере того, как Библии стали переводить на понятный язык, люди сами стали читать Священное Писание, как это было и во времена ранней церкви, и Бог стал заново открывать духовные истины.

Не без борьбы, но эти идеи пробуждения, идеи протестантизма превозобладали. Как результат Божья Церковь получила огромный подъем. Сейчас в мире более 2,5 миллиардов христиан, из них более 1 миллиардов протестантов, и почти каждый 8-й человек в мире крещен Духом Святым, со знамением иных языков, как это было во времена Апостолов.
undefined

Мы живем в период, когда церковь находится на подъеме.
Если на этот график наложить рост численности населения земли, то вы увидите, что пик роста пришелся именно на этапы реформации и пробуждения, протестантизма.
Бог захотел, чтобы большая часть проживших на земле людей, услышали бы Его весть понятно, на понятном языке, при сопровождении силы Духа Святого, как это было во времена Апостолов. Зеленая линия на графике показывает рост численности населения земли.
undefined

Если вы хотите подробно изучать какой путь прошла церковь от времен Иисуса и апостолов до современных деноминаций и конфессий - вы можете это сделать на схеме ниже, вырезки из нее я использовал в статье. Подробнее схему вы можете разглядеть тут.
undefined

Вы должны понять, что протестантизм, реформация, это не были каким-то "отклонением", "сектантством" или каким-то одиночным явлением - это было пробуждение, охватившее весь христианский мир.
undefined

И не нужно думать, что Иисус не предупредил Церковь о том пути, который ей предстоит пройти. Он все, что нужно сказал и это записано в Библии в 7 периодах церквей. И во все периоды были христиане, верные Богу, но они были гонимы.
undefined

7 периодов церквей

В самой последней книги Библии - книге Откровения Иоанна Иисус дал последние наставления Ангелам церквей. В этих наставлениях указаны как раз те периоды, которые будет проходить Божья Церковь.
Церковь на земле будет проходить 7 этапов, и даже название каждого из них вполне говорящее.
  • Эфес - оставлять, ослаблять.
  • Смирна - выжатое мирро
  • Пергам - брак
  • Фиатира - продолжающаяся жертва
  • Сардис - те, кто избавились
  • Филадельфия - братская любовь
  • Лаодикия - права народа, а не Бога
undefined

Эфесский период

Это период начала ослабления церкви после апостольских мужей и апологетов, 2-3 век. Слово "Эфес" обозначает "оставлять, ослаблять".

Ангелу Эфесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем, то в тебе хорошо , что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
Откровение 2:1-6

Мы видим, что особенностями того периода было:
  • церковь имела терпение, трудилась, испытывала разные учения, сверяя со Словом Божьим
  • но уже в этот период она начала терять первую любовь к Богу
  • но еще не было разделения на клир и мирян (учение Николаитов - от слова разделяющий народ).
undefined

Смирнский период

Это период мученичества, период донатистов и становления государственной религии, которая стала гнать истинных последователей Христа. Церковь была выжата как мирро - драгоценный елей. Слово "смирна" - обозначает "выжатое мирро". Период великого гонения при Диоклетиане, начавшееся в 303 году и продолжавшееся при его наследниках до 313 года - 10 лет.

И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
Откровение 2:8-10

Церковь этого периода:
  • была гонима, мучима, ввергалась в тюрьмы
  • была нища по плоти, но сильна по духу
  • за верность Богу христиане умирали
undefined

Пергамский период

Это период, когда большая часть христиан оказалось во власти государственной кафолической церкви. Верные Богу были убиваемы. Церковь вступила в брак с государством. Слово Пергам обозначает "брак".

И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.
Откровение 2:12-16

Вот что характерно для Церкви этого периода:
  • в этом периоде церковь перестала быть "странником и пришельцем" на земле, а соединилась с государством, князь этого мира сатана, получил влияние на формальную церковь через правление императоров. Церковь поселилась там, где престол сатаны.
  • верные Богу были убиваемы, Антипа - значит крепкий, упорный, тот, кто не уступает.
  • был еще остаток христиан верных Богу, но уже проникли 2 учения:
  • Николаитов - разделяющих народ на клир и мирян. То, что в эфесском периоде Ангел Церкви ненавидел, в этом периоде это уже превратилось в учение.
  • Валаама (Валаам дал совет как осквернить Божий народ, который нельзя проклясть - женить их на язычниках). Слияние с миром и стало этим осквернением и учением Валаама.
undefined

Фиатирский период

Это период, когда возникли иконы и поклонение, почитание икон. Когда приносились жертвы, но не Богу

И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих, и детей ее поражу смертью; и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.
Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держи́те, пока приду.
Откровение 2:18-25

В этот период для церкви характерно:
  • верный Богу остаток продолжал бороться за истину, но был гоним и уничтожаем.
  • жена Иезавель стала вмешиваться в дела церкви. В Библии Иезавель была нечестивая царица, которая поддерживала язычество и гнала Божьего пророка Илию. В истории церкви это стали нечестивые императрицы, которое протолкнули учение о почитании и поклонении изображениям, чего Библия никогда не разрешала.
  • в церковь проникли глубинные сатанинские учения, но были те, кто их не держались, это был верный Богу остаток.
undefined

Сардийский период

Это один из самых темных периодов церкви, максимальное падение, тьма перед рассветом. Период, когда спасение начало продаваться за деньги, когда начались инквизиации крестовые походы.
В этот период церковь духовно была уже почти мертва, хотя формальная религия из-зо всех вид делала, что жива. Но и в этот период были люди, кто были верны Богу. Совсем небольшой остаток тех, кто избавился от формальной церкви и был верен Богу.

И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что́ ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
Впрочем, у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах , ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его.
Откровение 3:1-5

Что характерно для церкви этого периода:
  • отпадение от Бога достигло пика, церковь скорее мертва, чем жива.
  • почти все находилось уже близко к смерти и все это нужно было оживлять.
  • все дела, которые делались были несовершенны перед Богом, т.к. были делами не веры, а мертвым делами, человеческими
  • церковь нуждалась в покаянии, нуждалась в том, чтобы вспомнить, чем она была изначально
  • и в этот период у Бога были верные ему люди, но они также были гонимы.
undefined

Филадельфийский период

Это период пробуждения, когда Бог открыл перед церковью дверь проповеди. Силы не много, не так, как было у Апостолов, но церковь стоит верно, за это будет сохранена от периода искушений, от самой ярости сатаны и власти антихриста. Церковь, которая вернулась к первой любви, к братской любви. Филадельфия - обозначает "братская любовь".

И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон;
Откровение 3:7-12

Что характерно для церкви этого периода:
  • Бог перед ней отворяет дверь - эта дверь - дверь проповеди Евангелия, именно в этот период начинает резко расти численность населения земли, чтобы услышать Слово Божие
  • У церкви немного духовной силы, не как у Апостолов, но она трудится для Бога, проповедует Евангелие
  • И есть верность Божьему слову, в этот период идет реформация и христиане возвращаются к Богопознанию.
  • Бог возлюбил эту церковь, и те, кто были против нее, в итоге признают ее.
  • Эта церковь должна держать свои победы перед Богом до самого Второго Пришествия, чтобы враг не украл эти победы.
undefined

В этот период Филадельфийской церкви живем сейчас и мы. Это время проповеди Евангелия. Пусть нет той апостольской силы, но в церкви должна быть верность Слову Божьему.
Это то, что Библия называет дождем ранним и дождем поздним - это раннее - во времена Апостолов излияние Духа Святого, и затем позднее - спустя более чем тысячелетие - пробуждение, вторая волна Духа Святого.
undefined

Лаодикийский период

Это будущий этап церкви, когда в ней вновь наступет формализм и запустение, после того, как истинная Божья Церковь, Невеста, будет восхищена Богом с земли перед Вторым пришествием Иисуса Христа. Церковь, где будет править не Бог, а люди. Лаодикия переводится как "права народа", но не Бога. Эта церковь будет во многом отвергнута Богом.

И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся.
Откровение 3:14-19

Этому периоду церкви будет характерно:
  • церковь будет теплой - ни горячей, ни холодной, формальной
  • церковь будет считать себя богатой, в реальности не будет иметь веры
  • церковь этого периода будет нуждаться в глубочайшем покаянии и ревности перед Богом
  • те, кто не покаются будут извергнуты Богом.

Церковь в борьбе

Подводя итог - мы видим, что Божья Церковь всегда во все периоды находилась в борьбе. И даже в период Филадельфии, который начался с периодом пробуждения, дьявол и бесы не оставили в покое церковь.
Как в период Апостолов, Апостольских мужей и апологетов церковь подверглась страшному давлению, так, например, и в СССР только что пробужденная церковь тоже подверглась большому гонению.

История повторяется, и как во времена ранней церкви христиане разделилсь на кафоликов (кто был за государство) и донатистов (кто стоял за веру), так и во времена репрессий и гонений на церковь происходило это разделение, чем и вызвано появление большого количества разных христианских союзов. Которые с одной стороны стремились к объединению, но не могли объединиться с теми, кто был управляем государством. Но это уже совсем другая история, не этого поста.
Уважаемый читатель, очень надеюсь, что ты найдешь время и вдумчиво прочитаешь эти две статьи о расцвете, затем падении, затем пробуждении церкви. Сможешь осознать, какие периоды она проходила, и что Бог никогда не оставлял истинно верующих. Понимание того, как развивалась Церковь, что пережила, откроет тебе понимание того, что сейчас происходит в христианском мире.

Поймешь, что ПРОТЕСТАНТИЗМ в своей сути - это синоним слова ПРОБУЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ, когда церковь вернулась в меру веры к апостольскому образцу.

Каждый христианин должен сделать выбор - в каком ты периоде церкви? Если ты вместе с кафолической религией скатился с Сардис - в мертвое состояние, то оттуда есть только 2 пути -
  • дальше вниз в Лаодикию - и быть низвергнутым Богом окончательно
  • или вверх в Филадельфию - быть в церкви пробуждения, быть верным Слову Богу, нести Евангелие и быть восхищенным Богом.
Мировая история церкви двинулась в Филадельфию еще с 14 века. А где ты, дорогой читатель?
Церковь