Публикации

История расцвета и отпадения Церкви

"Вселенские" соборы кафоликов

Итак, кафолики начали созывать вселенские соборы. Далее я кратко буду описывать соборы и указывать те решения, не все, а либо важные, либо противоречащие Библии, в скобках курсивам буду показывать соответствует ли это Библии или нет.

Почему взял в кавычки слово "вселенские"? Потому что соборы хоть и претендовали на то, что их решения обязательны для всех церквей, в действительности в большинстве случаев отражали точку зрения определенной политической силы, и другие церкви их не принимали. Большинство соборов инициировали не верующие и не возрожденные от Бога императоры.

Первым был Арелатский собор 314 года, именно на нем император поддержал кафоликов, а не донатистов. Помимо решений, направленных против донатистов (с ними было запрещено общаться) также:
  • христианам было запрещено быть актерами и возницами (вот и первые запреты, не имеющие общего с Библией)
  • христианам было запрещено начинать государственные или общественные работы без благословения епископа (к Библии это решение отношения не имеет).
  • уклонившихся от службы в армии отлучали от церкви (сами понимаете - служба в армии и церковь вообще общего не имеют)
  • еретиков принимать в церковь через рукоположение (Библия учит поспешно не возлагать рук)
  • запрет дьяконам преподавать Причастие (в Новом завете этого нет)
  • ну и утверждена дата празднования Пасхи

Затем был Никейский собор в 325 году, на нем:
  • Принят Никейский символ веры
  • Осуждены некоторые ереси
  • Провозглашено отделение от иудаизма
  • Выходным днем признано воскресенье, вместо субботы
  • Введен минимальный срок перед водным крещением в 40 дней (раньше крестили в воде сразу после уверования)
  • Введен запрет о стоянии на коленях по воскресениям и во время пятидесятницы (христиане всегда молились раньше на коленях)

Лаодикийский собор 360 года не был вселенским, но на нем
  • был установлен запрет на чтение книг Библии, кроме утвержденных собором,
  • осуждались молитвы ангелам, но не запрещались (а Библия не разрешает молиться никому, кроме Бога).

Затем был Первый Константинопольский собор в 381 году, где:
  • был сформулирован Никео-Цареградский символ веры
  • утвердили 5 главных поместных церквей мира (Рим, Константинополь (который был назван Новым Римом), Александрия, Антиохия, Иерусалим)
  • осудили разные ереси
  • были введены автокефалии (запрет вмешиваться в дела других церквей)
  • был создан церковный суд

Затем был Эфесский собор в 431 году, где
  • не пригласили церкви с Востока
  • осудили и предале анафеме Нестория, предлагавшего звать Марию не Богородией, а Христородицей, матерью Христа или Богоприимицей, т.к. у Бога не может быть матери (и вообще это более точное выражение, ведь Мария хоть и родила Бога в теле человека, но как предвечный Бог Он был до нее),
  • было принято, что за другую формулировку символа веры изгонять хоть мирянина, хоть священника.

Позже сторонники Нестория назвали еретиком Кирилла (таким образом началось противостояние Антиохии и Константинополя с одной стороны и Рима и Александрии с другой.)
Император сначала начал гонения на Нестория, потом на Кирилла.

В 451 году состоялся Халкидонский собор, где
  • решались политические задачи Римской империи, которая хотела ради стабильности страны примирить Александрийский и Константинопольский патриархаты.
  • были осуждены ереси, еретиков было решено гнать, их работы сжигать, за распространение казнить.
  • пришли к догмату о том, что Христос и Бог и человек (и это соответствует Библии, но не правильно пытаться бесконечного Бога запечатать в человеческих формулировках, и тем более убивать за них людей)
  • закавказские церкви не были приглашены на этот собор.
В это время христианство было разделено как минимум на четыре ветви с четырьмя различными вероопределениями: в Риме господствовало халкидонитство (Христос - и Бог и человек), в Византии — миафизитство (Христос - Богочеловек) , в Персии — несторианство (две природы, две кномы, в одном лице и одной воле Христа), в захваченном вандалами Карфагене , а также в Испании и части Галлии — арианство (верили в сотворенность Бога Сына - это ересь, прим. автора канала).

В 553 году был созван Второй Константинопольский собор, где:
  • император пытался примирить халкидонитов примирить с миафизитами
  • осудили уже умерших христианских авторов, в том числе Оригена и его идею предсуществования душ
  • все это в итоге привело к разрыву с Ассирийской Церковью Востока

В 680-681 году прошел Третий Константинопольский собор, где:
  • Собор созван был против учения монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе два естества, Бога и человека, но одну Богочеловеческую волю. Собор решил - что раз два естества, то две воли.
  • Существует мнение, что этот Собор установил дату летоисчисления от библейского «сотворения мира» с началом 1 сентября 5509 г. до н. э

Через 10 лет состоялся Трулльский собор в 690-691 году, где
  • запрещено изображать Иисуса Христа в образе агнца, а вместо этого предписало представлять Его на иконах «по человеческому естеству», (это послужило началу появления икон, Библия не разрешает создавать изображения Бога. Как видите иконы это более позднее явление)
  • запрет на общение с иудеями, даже на совместный поход в баню, под страхом отлучения.
  • этот собор не признается никем кроме православной церкви

В 754 году прошел Иконоборческий собор, где:
  • осуждалось почитание икон, иконы были поставлены за идолов (Библия запрещает поклонение изображениям)
  • однако собор выступил за почитание святых и за молитвы святым (А Библия говорит, что молиться кому то кроме Бога нельзя)

Второй Никейский собор прошел в 787 году, где:
  • собор был против иконоборчества, собор проводился императрицей Ириной, которая была за почитание икон.
  • предыдущий собор был предан анафеме
  • собор Ирине не удалось провести с первого раза, т.к. те, кто были против икон с оружием в руках пытались разогнать собор.
  • на следующую попытку собраться иконоборцы приняты не были, допустили только те, кто "покаялся".
  • был принят догмат об иконах, разрешалось употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествуя их «почитательным поклонением»
  • Кстати, Ирина ради захвата власти ослепила своего маленького сына.
Решение этого собора не принял Карл Великий, по его поручению франкские богословы написали сочинение против этого собора, используя самые яркие эпитеты, как "безумие", "устаревшие языческие заблуждения", "безумная абсурдность", "утверждения, достойные высмеивания".
Поэтому он созвал

Франкфуртский собор 794 года, где
  • были отменены решение двух предыдущих соборов
В 825 году король Людвик I собрал Парижский собор, где
  • осудил 2-й Никейский собор
  • осудил как иконоборцев, так и иконопоклонников
  • запретил поклонение иконам, разрешил почитание икон

Византийская императрица Феодора продолжила тайно почитать иконы, о чем узнал император, т.к. проболтался придворный шут, но Феодоре удалось обмануть императора, а шут же был телесно наказан, когда потом император узнавал у шута « не целует ли снова мама красивых лялек», тот схватился за зад и отказался отвечать о «ляльках» (подробнее тут: Шарль Диль "Византийские портреты" или тут "Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей . Книга III. Феофил".)

Сразу после смерти мужа, который был против икон, она на 40-й день провела в 843 году Константинопольский собор, где:
  • чтобы протолкнуть свою идею иконопочитания сменила патриарха Иоанна, который выскоблил глаза у нескольких икон, за что был наказан 200 плетьми.
  • было учреждено почитание икон (Библия не разрешает создавать изображения Бога)
  • иконоборцы были преданы анафеме, а епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр
  • при этом Феодора просила не предавать анафеме ее покойного мужа, дескать перед смертью он поцеловал икону
  • после этого собора на монетах стали печатать лик Христа

Феодора начала преследовать людей, которые отвергали иконопочитание, особенно преследовала павликиан (название «павликиане» дано им их противниками от имени апостола Павла; сами они называли себя просто «христианами»)которые были за сохранение исконной чистоты христианства, освобождение его от всех «элементов» язычества и идолопоклонства. Им предлагался выбор - обращение в православие или смерть.

От рук императорских инквизиторов под пытками погибло около ста тысяч человек:
«одних павликиан распяли на кресте, других обрекли мечу, третьих — морской пучине. Около десяти мириадов составляло число загубленных, их имущество было отправлено и доставлено в царскую казну»
Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей . Книга IV. Михаил III

Феодора планировала по примеру Ирины ослепить своего сына, чтобы после смерти мужа открыть дорогу к власти человеку, который имел на нее большое влияние, и за которого она либо сама была готова выйти, либо отдать одну из дочерей.

Просто на секунду задумайтесь, кто были Ирина и Феодора, люди, которые ввели насильно почитание икон.

В 869 году состоялся 4-й Константинопольский собор, где
  • отвергли библейское учение о том, что человек это дух, душа и тело, оставив только душа и тело (душа и тело - это значит, что человек был низведен на уровень животного, ведь и животные имеют только душу и тело, согласно Библии же человек - это дух, душа и тело, а более точно дух, имеющий душу и живущий в теле)
  • установили полную неподсудность папы римского
  • этот собор не признается православной церковью

Софийский собор (его также как и предыдущий называют 4-ым Константинопольским собором) прошел в 879 году, где:
  • осудил собор 869 года
  • запретил изменять Никейский символ веры, кто добавит - тому анафема (попытка вместить веру и Бога в определение, да еще использовать это в карательных целях - не имеет ничего общего с Богом и верой).
  • этот собор не признается римско-католической церковью
Отпадение церкви

Отпадение церкви

Как видите - соборы противоречили один другому, то вводили, то отменяли решения один другого, потому что за всем этим стояли люди, а не Бог. В итоге на соборах людьми далекими от Бога было учреждено поклонение иконам, чего в Библии нет и не разрешалось делать.

Великий раскол кафоликов

В 11 веке, в 1054 году, произошел огромный церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе, с центром в Риме, и Православную  на Востоке, с центром в Константинополе. Это раскол начинать еще зреть в 9 веке, в основе лежал, в первую очередь, политический конфликт, а также вопросы литургии и догматики. Одними из формальных причин раскола стали использование пресного хлеба в Причастии и отсутствие пения псалма "Аллилуйя" во время Великого поста.
Но этот раскол не произошел в одночасье, ведь за всем стояла политика. Отношения церквей заметно улучшились накануне и во время Первого крестового похода, т.к. государствам нужен был политический и военный союз.
В 13 веке была заключена Лионская уния, объединяющая церкви, поскольку разногласий Византии с Римом больше не осталось и византийцы могли считаться католиками. Однако на волне греческого национализма в Византии возникло движение против унии, одному сильно выступавшему против нее монаху даже отрезали язык.
Тех, кто поддержал политику Византийского императора, осуждали не потому, что они стали католиками, а потому, что их воспринимали как предателей своего народа.
В 14 веке Византии стали угрожать турки-османы, но папа Римский пообещал помощь только в обмен на объединение церквей. Для этого византийский император Иоанн 5-ый объявил себя католиком, однако это не помогло, император Иоанн 5-ый не получил должной поддержки от других католических стран и стал в итоге вассалом османского эмира Мурада I.

И уже в 15 веке раскол произошел окончательно после Ферраро-Флорентийского собора, где
  • православные признали западную церковь еретической, как и папу римского еретиком.

Турецкий султан Мехмед II принял меры к тому, чтобы сохранить раскол между
православными и католиками и тем самым лишить византийцев надежды на то, что христиане-католики придут к ним на помощь. Для этого он лично проследил, чтобы на престол православного патриарха сел человек, нетерпимый к католикам. Власть Константинопольского патриарха признали в Сербии, Болгарии, дунайских княжества и на Руси.
Автокефалию Православная кафолическая греко-российская церковь получила только в 1448 году.
Взаимные анафемы римско-католической и православный церкви были сняты аж в 1964 году.

Дальнейшее отпадение кафоликов

В 11 веке кафолики (государственная религия) еще больше отпали от Бога, ведь они начали:
  • продавать спасение за деньги в виде индульгенций (греческая православная церковь тоже продавала индульгенции в 16-18 веках, назывались они разрешительными грамотами, в ряде мест эта практика выдачи письменных индульгенций сохранялась вплоть до середины 20 века),
  • создали "святую" (не поворачивается рука без кавычек писать это слово) инквизицию, стали сжигать людей на кострах
  • начали крестовые походы и войны (против мусульман и не только, крестовые походы были и против славян и на Русь, и затем против протестантов).
Все это продолжалось в основном до 15-16 века.
Как происходило отпадение церкви от веры и Бога

Как происходило отпадение церкви от веры и Бога
Еще позже, конца 15 — середины 17 веков, началась охота на ведьм, за это время произошло около 100 тысяч процессов, и было около 50 тысяч жертв.
К 500 году Библия была переведена минимум на 9 языков: Септуагинта (греческий), Vetus Latina (древний латинский), Вульгата (латинский), Таргум (арамейский), Пешитта (сирийский), а также на армянский, грузинский, коптский и эфипоский языки.
Но в дальнейшем кафолическая государственная церковь препятствовала тому, чтобы Библия была переведена на другие языки, сжигая тех, кто это предлагал.

Выводы

Итак, что мы видим? Что кафолики, т.е. кто пошли в дружбу с государством,
  • подчинили Божью церковь государству,
  • постоянно ссорились и не имели единства,
  • предавали анафеме друг друга,
  • используя репрессионную машину государства для подавления инакомыслия,
  • при этом добиваясь формулировок, подчас незначительных, а всех несогласных подвергли репрессиям и отлучению,
  • соборы постоянно противоречили друг другу,
  • на этих же соборах светскими императорами были внедрены почитание святых и икон, чего никогда не было в Библии.
  • люди, кто вводили изменения и созывали соборы - были грешниками.

Попытки определить Бога в формулах и зафиксировать в определениях - это значит не понимать, что Бог безначальный и не познававемый, и все попытки людей сформулировать определение - не более чем условность, за которую точно нельзя преследовать, тем более убивать.

Никто из делающих зло или грех, тем более не возрожденный от Бога, не является христианином и не входит в Божью Церковь. Так понимали донатисты - так говорит и Библия, и также точно понимает и автор этого канала.

Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.
3 Иоанна 1:11

Тот, кто делает грех не знает Бога, а является дитем дьявола. Именно это говорит Библия.

Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего‐то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаю́тся так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
1 Иоанна 3:8-10

Кто же был истинными представителям Божьей Церкви?

Те, кого все это время гнали кафолики.

Каждый раз они назывались по разному - донатисты, павликане, иконоборцы - все, кто стояли за чистоту веры и личные отношения с Богом, против формальной религии.

Но их гнали, убивали и репрессировали на протяжении многих веков кафолики - христиане, которые стали сотрудничать с государством.
Как раз исполнилось все то, что сказал Иисус, когда Его истинных последователей буду убивать, думая, что тем служат Богу, в реальности, не зная ни Иисуса ни Отца.
даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
Иоанна 16:2-3

Можно было бы подумать, до какого ужаса докатилась христианская религия, как далеко отошла от Бога, сколько человеческого, языческого и даже бесовского допустила в себя.
Но надо помнить, что во все эти времена были люди, чтившие Бога, имеющие веру, но они были преследованы, гонимы, отлучаемы и изгоняемы официальной религией.

Что дали все эти человеческие соборы?

Подумайте сами, разве можно бесконечного беспредельного безначального Бога просто втиснуть в какую-то формулировку, которая бы досконально Его описывала? Все это не более чем условность для людей, чтобы просто помочь пониманию. Но никак не жесткое правило, за которое надо репрессировать или убивать.

Допустим, что я уверовал и хочу узнать о Боге?

Что мне делать?

Читать все эти противоречащие друг другу и отменяющие один другого решения соборов?

Один решает то, другой другое, потом следующий отменяет их решение.
Конечно нет.

Если я хочу узнать о Боге - решения соборов и символы веры мне не нужны. Я открываю Библию, начинаю читать, и Дух Святой далее учит и объясняет, и приходит ясность. И Бог лично каждому человеку начинает объяснять КАКОЙ ОН. И для этого не нужны решения соборов.

В следующей части я расскажу, как начиная с 14 века, когда казалось бы уже некуда глубже падать, Бог стал поднимать церковь, как стали появляться люди, которые с помощью Духа Святого заново стали открывать для себя Божественные истины, которые привели к дальнейшему подъему Божьей Церкви.
История церкви

История церкви
Бог давал христианам заново открывать и восстанавливать одну за другой утраченные истины, постепенно воссоздавая образ чистоты и простоты первоапостольской церкви.
Восстановление происходило
  • посредством излияния Духа Святого в периоды больших пробуждений,
  • а также через откровения и познание истин, которые открывали для себя христиане, начав читать Библию на понятном для них языке.


Церковь